Снятие с миграционного учета – право или обязанность?

     Пока принимающие стороны разбирались как после 8 июля вставать на миграционный учет по новым правилам, незаметно встал новый вопрос – а нужно ли с миграционного учета теперь еще и снимать иностранцев? Не было печали, но Федеральным законом № 257-ФЗ от 29.07.2018 года* были внесены несколько изменений, закрепляющих процедуру снятия иностранных граждан с миграционного учета для принимающей стороны. Подробнее об этом вопросе в статье.

Флешбек

Те, кто давно работает с иностранцами, помнят, что много лет назад вставать на учет нужно было в течение 3 рабочих дней и снимать с учета иностранцев тоже нужно было в обязательном порядке. То есть если иностранец, например, уезжает из России или уезжает в другой город, то принимающая сторона заполняет графу «дата убытия» в отрывной части уведомления о прибытии и сдает этот корешок в миграционный орган. По-моему, это нужно было делать в течение 2 рабочих дней с даты убытия. А если не сдать корешок – штраф. Благо, потом эту обязанность отменили, а сроки постановки на учет увеличили до 7 рабочих дней, все стало проще.

Но в связи с вышеуказанными изменениями, возникает вопрос — может ли быть такое, что обязанность снимать иностранцев с учета когда-то отменили, а теперь опять ввели заново?

А почему бы и нет, если история с запретом постановки на учет по адресу работодателя прошла именно такой путь – пять лет назад ввели запрет, потом через месяц отменили, а теперь заново ввели.

Стоит сразу отметить, что в данной статье речь идет о всех видах принимающих сторон, кроме тех, кому и до нововведений было обязательно снимать с учета выбывших иностранцев, а именно**:

  • гостиница,
  • санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, турбаза, кемпинг,
  • медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях,
  • организация социального обслуживания, оказывающая услуги в стационарной форме,
  • тюрьма и иные учреждения, исполняющие наказание.

Таким принимающим сторонам для снятия с учета по месту пребывания иностранца нужно сдавать отрывную часть уведомления о прибытии в место пребывания с заполненной датой убытия.

Сравним, что изменилось

Законом о миграционном учете*** ранее были установлены следующие основания для снятия с учета (часть 1 статьи 23):

  1. постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания,
  2. выезд иностранного гражданина из Российской Федерации,
  3. смерть или признание без вести отсутствующим,
  4. выявление факта фиктивной постановки на учет.

Теперь перечень данных оснований дополнился новым пунктом:

  1. Убытие иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи.

Из данной нормы ясно, что если по первым четырем основаниям решение о снятии с учета принимает государственный орган в сфере миграции, то о факте наступления нового основания может знать только принимающая сторона. А значит и запустить процесс снятия с учета должна она.

Этот вывод подтверждает пункт 2.2 статьи 23 Закона о миграционном учете***, в котором указано, что такое уведомление представляется принимающей стороной в МВД, МФЦ или в почтовое отделение.

И все-таки, право или обязанность?

Из СМИ можно сделать вывод, что данные изменения в Закон о миграционном учете вносились из позитивных побуждений, ради спокойствия собственников помещений, мол, вы всегда, если что, можете снять с учета иностранца. Якобы это право. Но если применить логику и взять первые четыре основания для снятия с учета и задать вопрос – а обязаны ли органы власти снять с учета иностранцев при наступлении одного из оснований, указанных в первых четырех случаях?

И ответ будет очевиден – конечно, это обязательно. Разве МВД может по своему желанию снимать или не снимать с учета иностранца, который выехал из РФ? Или не снять его с учета, если пришла информация о постановке на учет иностранца на новом месте? Конечно нет. Тогда почему пятое основание, которое идет наряду с остальными, где снимать с учета при убытии иностранца должна принимающая сторона вызывает сомнения – право это или обязанность? Очевидно, что это обязанность теперь принимающей стороны.

На практике пока не установлены ни сроки такого снятия с учета, ни форма уведомления об убытии из места пребывания (UPD форма уведомления о снятии).

 

Интересным мнением на вопрос «Что ожидать от поправок при снятии с миграционного учета принимающим сторонам на ваш взгляд?» с нами поделился эксперт в сфере миграции:

«Внесение изменений в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в части снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, на мой взгляд, имеет весьма спорное значение. С одной стороны он дает возможность гражданам РФ своевременно снимать с миграционного учета иностранных гостей или арендаторов после их отъезда и не давать повода считать свое жилье «резиновой квартирой». С другой стороны, для недобросовестных арендодателей и мошенников в сфере трудовой миграции, данные поправки дают возможность продолжать зарабатывать и при этом обелить свой бизнес. Можно ставить на миграционный учет за деньги трудовых мигрантов на срок от 1 до 3 месяцев (средний срок временной регистрации), получать за это деньги (от 2000 до 6000 руб.), а потом снимать с учета, спустя непродолжительное время и, не сообщая об этом самим трудовым мигрантам. Люди считают, что у них все в порядке с документами, а на самом деле они – нелегалы. Также данные поправки не отображают механизмы защиты своих прав трудовыми мигрантами. Когда ты не знаешь, что твои права нарушены, ты не имеешь возможности их отстоять, даже если готов на это.»

Светлана Саламова,

руководитель портала  Migranto.ru— общероссийской информационно-образовательной рекрутинговой площадки для иностранных граждан из стран СНГ, которые приезжают жить и работать в Россию.

 

Много вопросов, мало ответов

     Вывод – снимать иностранных граждан при убытии из места пребывания теперь обязанность всех принимающих сторон, но как именно это делать пока неизвестно.

Открытым также остается вопрос, что именно считать убытием иностранного гражданина из места пребывания. Сейчас, из текста закона, можно сделать логический вывод, что таким убытием иностранца считается любой физический выезд из помещения, но не подпадающий под четыре первых основания – ни выезд из РФ, ни смерть или безвестное отсутствие, ни постановка на новом месте, ни фиктивная постановка.

Риски для принимающей стороны

Санкция**** за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законы и акты, использованные в статье

*   Федеральный закон № 257-ФЗ от 29.07.2018 года «О внесении изменений в ст. 8 и 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ» в части снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания

**   пункт 46 Приказа МВД № 881 от 23.11.2017 года (административный регламент)

*** Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»

**** часть 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Александра Коробецкая 

Написать письмо автору — ak@expatblog.ru

 

Написать комментарий