Новый закон о миграционном учете 2018

Власти запретят иностранцам вставать на миграционный учет по адресу организаций. Работодатель больше не сможет оформлять уведомления о прибытии от своего имени, теперь это будут делать непосредственно собственники квартир, где фактически живут иностранные граждане. Какие риски ожидают работодателей и как подготовиться к нововведениям читайте далее в статье.

 

Предыстория

Двое волонтеров из США в июле 2016 г. прибыли в Самару по приглашению религиозной организации “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней”. Организация поставила их на миграционный учет по своему юридическому адресу. Но фактически проживали американцы в квартире, которая находилась по другому адресу в Самаре.

Через месяц представители полиции предъявили американцам обвинение в нарушении правил пребывания, в частности, правил миграционного учета (ч. 1 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ). В тот же день, Самарский районный суд признал их виновными и назначил наказание в виде штрафа (2000 руб. на каждого) и административного выдворения за пределы РФ. Обвинение состояло в том, что якобы, по мнению полиции, иностранцы сменили место пребывания с офиса на жилое помещение и не уведомили об этом маневре МВД. Конечно, обвинение спорное по его сути и по выбору обвиняемого, ведь в таком правонарушении могла быть виновата только принимающая сторона (собственник квартиры), а не иностранцы. Наказание тоже последовало слишком серьезное для такого неоднозначного нарушения. Однако таково было решение полиции, а затем и суда.

Американцы выехали из России, но не оставили это дело, чувствуя несправедливость обвинения, и с помощью адвоката подали жалобу на несоответствие норм миграционного законодательства Конституции РФ.

В итоге, Конституционный суд РФ встал на сторону иностранцев и постановил исключить любую неопределенность в вопросе миграционного учета в Федеральном Законе “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ” (далее – Закон № 109-ФЗ).

В настоящее время подготовлен законопроект будущих изменений и внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Отследить статус законопроекта можно здесь — смотреть статус законопроекта

Неопределенность в вопросе миграционного учета

Сейчас, если у иностранца трудовые отношения с компанией в России, работодатель может поставить его на миграционный учет по адресу своего офиса (нежилого помещения). Таким образом, иностранец может фактически проживать в квартире, но быть “зарегистрированным” по адресу работодателя. Такая ситуация вполне законна и распространена.

Формулировки в Законе № 109-ФЗ терминов “место пребывание” и “принимающая сторона” допускают постановку на миграционный учет по адресу работодателя. Также в текущей версии закона нет обязанности непосредственно проживать по адресу миграционного учета, можно “находиться” по данному адресу (например, работать в течение дня).

Однако, по мнению Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ), отсутствие более точных формулировок и уточнений вызывает неопределенность толкования нормы. С таким выводом можно согласиться, потому что сейчас закон разрешает вставать на миграционный учет по адресу организации иностранцам, приехавшим сюда на работу, но для иностранцев с деловыми, частными и гуманитарными визитами закон становится неоднозначным, как и произошло в случае с двумя американцами. При такой ситуации у контролирующих органов появляется возможность толковать закон на свое усмотрение.

Также, по мнению КС РФ, вызывают неопределенность формулировки в законе, связанные с тем, кто именно должен подавать уведомление о прибытии в место пребывания иностранца – принимающая сторона или все-таки иностранец. Это вызвано наличием в законе фразы “иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания..” (часть 1 статьи 20 Закона № 109-ФЗ), как будто бы он имеет право самостоятельно оформлять и подавать такое уведомление в миграционные органы без специальных оснований (например, когда принимающая сторона по документально подтвержденным причинам не может сама подать такое уведомление).

Постановление Конституционного Суда РФ

В своем постановлении КС РФ, выявил указанные выше неопределенности, и признал, что такие нормы в Законе № 109-ФЗ противоречат Конституции РФ.

КС РФ поручил законодателям принять меры и внести изменения в текущую версию Закона № 109-ФЗ. В результате в государственную думу был внесен законопроект № 350179-7, о котором речь пойдет ниже.

До принятия нового закона, КС РФ постановил руководствоваться следующим толкованием:

«если иностранный гражданин уже встал на миграционный учет по адресу компании и не прерывает с ней связь на протяжении пребывания в России, но фактически проживает помещении по другому адресу, которое ему предоставила принимающая сторона, то вставать еще раз на учет по адресу этого жилого помещения не нужно. Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны вставать на миграционный учет по фактическому месту проживания».

Обзор законопроекта № 350179-7

Главные изменения предстоят в понятии терминов “место пребывания” и “принимающая сторона” (п. 4 и п. 7 части 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ).

       Поправка № 1: “местом пребывания” иностранного гражданина может стать исключительно жилое помещение, где он фактически проживает (спит и отдыхает). Единственное исключение — местом пребывания может стать адрес юридического лица, если иностранный гражданин фактически там проживает или у жилого помещения, принадлежащего этому юридическому лицу, нет своего адреса (имеются ввиду строительные бытовки и подобные помещения).

Интересно то, что в перечне отсутствует вариант предложенный КС РФ – возможность вставать на миграционный учет по адресу компании и проживать в квартире по другому адресу, при условии, что связь с компанией не утрачивается (например, при трудовых отношениях).

       Поправка № 2: принимающей стороной иностранного гражданина в России могут быть лица, перечисленные в законе, в том числе юридические лица, филиалы и представительства, но только если они предоставили в соответствии с законодательством РФ для фактического проживания иностранного гражданина жилое или иное помещение.

Возникает вопрос, что именно означает фраза “предоставили в соответствии с законодательством РФ жилое помещение”. Возможно предполагается ситуация, когда компания арендует для иностранного гражданина квартиру и предоставляет ему право там проживать. Будет ли соответствовать данной норме ситуация, когда компания компенсирует иностранному работнику затраты на аренду квартиры пока неизвестно.

        Поправка № 3: иностранный гражданин более не обязан вставать на миграционный учет, он «подлежит постановке», что означает четкое закрепление ответственности за нарушение правил учета за принимающей стороной, кроме некоторых случаев указанных в законе.

       Поправка № 4: изменена статья «Основания для учета по месту пребывания». В текущей редакции закона, таким основанием является фактическое пребывание иностранного гражданина в месте, которое не является его местом жительства (прим. – здесь не имеется ввиду фактическое проживание, «местом жительства» для иностранных граждан в законе называется место, где оформлена долгосрочная регистрация для лиц, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство).

       В новой редакции закона основаниями для миграционного учета иностранного гражданина по месту пребывания будут следующие события:

  • пребывание по месту фактического проживания в жилом помещении,
  • пребывание в гостинице, организации, оказывающей гостиничные услуги, санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, туристической базе, кемпинге или ином помещении, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
  • пребывание по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность или иную деятельность не запрещенную законом, в случае фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении данной организации, если оно не имеет своего адреса.

Это все основания для постановки на миграционный учет, которые будут введены. Основание для постановки по адресу компании (приглашающей компании для деловых визитов, компании-работодателя для рабочих визитов) отсутствует.

 

Что будет, когда закон вступит в силу

Представим ситуацию, когда экспат работает в России и проживает арендованной квартире.

       Если квартиру арендует сам иностранец, а организация просто компенсирует ему затраты, то принимающей стороной в этом случае будет собственник квартиры. Исходя из текста законопроекта работодатель не сможет поставить его на миграционный учет, потому что компенсацию затрат на квартиру нельзя рассматривать напрямую как «предоставление жилья». И это значит, что работодатель не будет принимающей стороной для данного иностранца.

Здесь возникают риски. Во-первых, собственник квартиры может отказаться от «регистрации» кого-либо по своему адресу в силу своих опасений и расторгнуть договор аренды. Для многих любые манипуляции с регистрациями на квартиру — болезненный вопрос. Более того, принимающая сторона несет довольно серьезную ответственность за иностранца в России.

Во-вторых, собственник может неправильно или не вовремя осуществлять постановку на учет и работодатель не сможет это проконтролировать. В-третьих, собственник может постоянно проживать заграницей и, чтобы иметь возможность осуществлять постановку на учет в квартире, он должен выдать нотариально заверенную доверенность на представителей. Такую доверенность согласятся выдать не все собственники. В то же время, на практике не все миграционные органы принимают документы по такой доверенности (вопреки гражданскому законодательству). Если в квартире не один собственник, а несколько – это будет еще одним отягчающим моментом, так как потребуются нотариально заверенные согласия других собственников.

      Если квартиру арендует организация по договору аренды и предоставляет ее иностранцу для проживания, то исходя из текущего текста законопроекта, организация может сама заполнить и сама подать бланки уведомлений в МВД (то есть стать принимающей стороной), но адресом места пребывания все равно нужно указать адрес квартиры.

 

Как сейчас можно подготовиться к изменениям

Предлагаю предпринять некоторые меры подготовки к новому закону для минимизации рисков. В частности такими мерами сейчас могут стать следующие:

— доведение до сведения иностранных работников информации о данном законопроекте и о последствиях его принятия,

— иностранные работники, арендующие квартиры самостоятельно должны переговорить с собственниками о том, как именно будет происходить процесс постановки на учет после принятия закона в их случае. Готовы ли собственники квартир осуществлять постановку на миграционный учет самостоятельно или выдавать доверенности,

— отслеживать статус принятия законопроекта и внесения изменений в текущий текст,

— если у вас особенный случай или вы не нашли объяснения, каким образом осуществлять постановку на миграционный учет именно в вашем случае – оставляйте свои комментарии здесь или напишите мне письмо.

 

Список нормативных правовых актов

— Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2017 г. № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н.Д.Вордена и П.Д.Олдхэма»

— Поручение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. № ИШ-П4-5013

— Законопроект № 350179-7 О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Федеральный Закон№ 109-ФЗ от 18 июля 2006 г. “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”

Александра Коробецкая

[grwebform url=»https://app.getresponse.com/view_webform_v2.js?u=BDVYA&webforms_id=5407606″ css=»on» center=»off» center_margin=»200″/]

Comments

  1. Инна

    Здравствуйте! У меня ситуация, неурегулированная законом вообще. Моя дочь — гражданка Казахстана, учится в России (Москва), студентка ВУЗа. Имеет на праве собственности в России квартиру, в которой проживает. Но не имеет права там регистрироваться. Её регистрирует ВУЗ, и это законно. А сейчас мы (семья — граждане РК) едем к ней в гости для отдыха и помочь с ремонтом. Будем жить в квартире у нее. Но она не имеет права нас там регистрировать. Что делать в таких ситуациях закон не предусматривает и не дает возможности законного пребывания в РФ. Ваше видение ситуации?

  2. Анна Байкова

    Здравствуйте, Инна!
    Отвечает специалист отдела миграции Анна Байкова:

    Согласно ст. 7 ФЗ №109 регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания подлежат иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в России (то есть граждане, имеющие РВП или ВНЖ).
    Временно пребывающие в России иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания — должны иметь уведомления о прибытии.
    Граждане, имеющие РВП или ВНЖ и обладающие правом пользования жилым помещением, обязаны зарегистрироваться по адресу помещения (ст. 14 ФЗ №109).
    Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет по месту пребывания в установленные законом сроки. Для Казахстана этот период — 30 календарных дней.

    У вашей дочери есть жилое помещение на праве собственности, но нет РВП или ВНЖ, в связи с чем, являясь студенткой ВУЗа, она находится на территории РФ в статусе временно пребывающего иностранного гражданина, поэтому ей оформляет миграционный учет ВУЗ – это верно и законно.
    Вы можете оформить уведомление о прибытии в гостинице или по адресу квартиры знакомого, физического лица – гражданина РФ.
    Обращаем ваше внимание, что:
    1. иностранный гражданин, имеющий РВП, не может зарегистрировать в свое жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, никого, кроме себя. На адрес своей квартиры можно оформить миграционный учет только при наличии у собственника (иностранного гражданина) ВНЖ (п. 7 ст.2 ФЗ № 109).
    2. во время Чемпионата мира по футболу (25 мая — 25 июля) срок постановки на учет всех иностранных граждан составляет 3 суток.

Leave a Reply